С предложениями по сайту или проекту обращайтесь по адресу sonypolik@mail.ru

© 2023 by caritive.org. Created with Wix.com

Сравнительное понятие "каритив". Определение

КАРИТИВ описывает невовлеченность (в частном случае отсутствие) в ситуации некоторого участника (абсенса), при этом предикация невовлеченности является семантическим модификатором другой ситуации / участника другой ситуации (ориентира).

ПРИМЕРЫ: 

  1. Иван пришел без детей.

  2. Иван путешествовал без денег.

  3. В углу комнаты сидел безбородый мужчина.      

Каритивное выражение (показатель) — средство выражения каритивного значения при единице, выражающей абсенс (но не включающее ее). Необходимо иметь в виду, что каритивные выражения могут очень сильно различаться в разных языках. Так, если в языке есть специализированная морфема, выражающая значение каритива, то она и является каритивным показателем (например, в русском языке каритивными показателями будут являться предлог без и префикс без-/бес-). Если же в языке отсутствует специализированная каритивная морфема, то каритивным выражением будет являться вся та структура, которая выражает каритивное значение (за исключением самой единицы, выражающей абсенс).

Каритивная группа состоит из каритивного выражения и языковой единицы, выражающей абсенс. В зависимости от особенностей языка, каритивная группа может синтаксически являться именной группой (как в финском, где каритив выражен падежным суффиксом: paida-tta ‘без рубашки’), предложной/послеложной группой (как в русском: без бороды), клаузой, возможно, также другими структурами.

 

Каритивная конструкция представляет собой морфосинтаксическую конструкцию, в рамках которой выражаются все компоненты значения сравнительного понятия каритива. Таким образом, каритивная конструкция объединяет в себе каритивную группу и ту составляющую, которая выражает ориентир или модифицируемую ситуацию.

Методологическое уточнение:

Если в языке имеется несколько конкурирующих средств выражения каритивного значения, то для типологического исследования выбираются более специализированные, более грамматикализованные и более частотные средства. В случае наличия нескольких специализированных и частотных средств, к рассмотрению принимаются все каритивные выражения. Если таких специализированных средств нет, то выбирается конструкция, выражающая каритивное значение в наиболее нейтральном контексте.

For any comments and suggestions concerning the website or the project please contact sonypolik@mail.ru

© 2023 by caritive.org. Created with Wix.com

Comparative concept caritive. Definition

CARITIVE describes non-involvement (including, but not limited to absence) of a participant (absentee) in a situation, with the non-involvement predication semantically modifying the situation or a participant of a different situation.

EXAMPLES: 

  1. John came without his children.

  2. John travelled without money.

  3. A beardless man was sitting in the corner of the room

Caritive expression (marker) is a way of expression the caritive meaning. It combines with an item expressing absentee but does not include it. Caritive expressions may differ much in different languages. For example, if a language has a special morpheme expressing caritive meaning, it is regarded as a caritive marker (e.g., Russian preposition bez and prefixes bes-/bez- are caritive markers). If there is no such a special caritive morpheme or clitic, then a caritive expression is a structure which expresses caritive meaning (excluding item expressing absentee).

Caritive phrase comprises a caritive expression and an item expressing absentee. A caritive phrase may correspond to a nominal phrase (cf. Finnish with a special caritive case marker: paida-tta 'without a shirt'), to a prepositional / postpositional phrase (cf. English without money), to a clause and, maybe, to other structures.

 

Caritive construction is a morphosyntactic construction with all the components of the caritive meaning. Thus,  caritive construction comprises a caritive phrase and a constituent which expresses an anchor participant (a man in example 3) or a modified situation (John's travelling in example 2).

Methodological clarification:

If a language obtains several competing caritive expressions, we choose the more specialized, more grammaticalized and more frequent ones for our typological study. If there are several specialized and frequent expressions, we take into consideration all of them. If there are no such specialized expressions in a language, we choose a construction which expresses the caritive meaning in the most neutral context.